В мире моды есть закон «двенадцати лет» – именно с такой периодичностью обращается мир тенденций, заставляя нас перерывать бабушкины сундуки и мамины чемоданы на антресолях. Примерно через такой промежуток времени находки и особые приметы перекраиваются на юные худощавые фигуры тех, кто слишком молод, что бы успеть поиграть в это всерьез. Примерно столько времени должно пройти, чтобы из безнадежного старья и вопиющей безвкусицы вещь снова превратилась в писк сезона. Примерно через двенадцать лет вместо усталости и раздражения, когда-то уже намусолившие тебе глаза вещи, снова начинают вызывать улыбку. Примерно двенадцать лет нужно чтобы забыть, для того, чтобы вспомнить снова.
Рейв возвращается. Электро, главный тренд танцевальной музыки последних лет, уступает место новому звуку. Но сказать,что музыка Klaxons или Hadouken открывает новую страницу мировой музыкальной культуры, я думаю,нельзя.
Да, нью-рейв, разумеется, не «нью». Если вспомнить многочисленные попытки классифицировать танцевальную музыку, «рейв» вообще музыкой не является. Рейв, в общем-то, это танцевальное мероприятие, на котором может звучать эйсид-хаус, техно, транс, рок, да что угодно еще. Что же звучит на новом рейве? Все то же самое. Да, электро-рок сменился диско-панком, электро стало злее, истеричнее и теперь вместо того, чтобы просто мерно настукивать по черепной коробке, звук вырывает её вместе с позвоночником.
Где разница между новым и старым рейвом? Умирал ли вообще старый рейв, чтобы возродиться из забытья через 12 лет? В общем-то, не умирал. Имена Hardfloor и Underworld по-прежнему что-то значат для многих клабберов, городские администрации уже, наверное, завели новую статью доходов для городского бюджета от сдачи внаем пустующих фабрик, ангаров, газгольдеров и силосных хранилищ. Это не похоже на забытую тенденцию, которая пылится и ждет своего часа.
Что же тогда возрождает новый рейв?
Ответ один – музыка есть неотъемлемая часть стиля жизни. Музыка без идеологии – в лучшем случае удовольствие для эстетов. Нью рейв возрождает именно идеологию первого рейва, которую уже действительно успели подзабыть. Многое изменилось со времён Paradise Garage и Hacienda – танцевальная музыка стала самой коммерческой музыкой на планете. Миксы диджеев продаются лучше, чем альбомы музыкантов. Клубы, сцены которых знакомы лишь с ножками стриптизерш и гоу-гоу-денсеров, а не с ножками стоек с музыкальными инструментов, забиты под завязку семь дней в неделю. Приставка DJ к имени уже просто неприлична, а вертушки не стоят разве что в «Макдональдсах».
Гигантские дорогостоящие клубы стали похожи на конвейеры, танцы стали неотъемлемым продолжением рабочей недели в офисе, они перестали быть чем-то необычным.
Нью рейв – бунт против обыденности танцевальной культуры, тоска по празднику и безумному хеппенингу, которым являлись первые рейвы. Рейв был самой первой попыткой убежать от корпорации Sony и Virgin, у которых ты под колпаком, попыткой спрятаться от серых будней, глобализации, музтенденций и трендов, именно такая безумная музыка и аляповатая одежда была гарантией того, что ее не скопируют и не пустят в расход.
Музыку делали такой жесткой, чтобы ее невозможно было крутить по радио, пластинки печатали задом наперед, чтобы их нельзя было воспроизвести на бытовом проигрывателе, Underground боролся за то, чтобы его оставили в покое. Время расставило все по своим местам. Теперь рейв – весьма гламурное мероприятие, проходящие под сенью рекламных щитов элитных алкогольных брендов в заброшенных ангарах с обогревателями и бархатными шторами. Новый рейв уже не пытается убежать от коммерциализации – он лишь стоит в стороне и насмехается над всем.
Насмешка – современная форма протеста. На новых рейвах звучат изуродованные до неузнаваемости МТВ-хиты. Да и сам новый рейв не пытается открещиваться от МТВ.. Однако на новом рейве не место гламуру, а cлово «фэшн» можно употреблять только не в серьез. Суть первого рейва – безымянные безумные коллективные танцы без идолопоклонничества и растворение в толпе. Однако объектом преклонения стала фигура скромняшки - диджея в мятой майке и джинсах.
Нью-реверов часто сравнивают с клаб кидс, но принципиальная разница заключается именно в диком эгоцентризме, который пульсирует внутри каждого клаб кид и отсутствует в душе истинного рейвера. Клаб кид приходит на вечер, чтобы блистать. Ему абсолютно насрать, где он находится, пока он получает там достаточно внимания, и он уходит сразу перед тем, как его успели сфотографировать все представленные на мероприятии издания. Яркие наряды рейверов – способ подчеркнуть несерьезность происходящего, отделить праздник от будней, способ убежать от обыденности.
При помощи наряда рейвер не отделяет себя от окружающих, а сливается с ними. Детские кубики на шее и глупый макияж – это вериги клубного персонажа, одеваясь как идиоты под кайфом, мы пытаемся избавиться от комплекса внутренней значимости и немного вернуться в детство, где все равны, несерьезны и одинаково счастливы, а тот, кто всерьез пришел похвастаться своим Гуччи, похож на малыша, которому богатый папа покупает новый домик Барби каждую неделю.
Представители нью-рэйва (new rave), в отличие от эмо, одеваются в безумные тряпки инопланетных цветов. Главное – чтобы ни одна из них не сочеталась с другой.
Неофициальным символом новой рэйв-эры являются желтые маски в духе смайликов. Их во время одного из выступлений одели парни из Klaxons – главной нью-рэйв группы.
В прошлом году Klaxons выпустили альбом «Myths of the Near Future», а в этом получили награду журнала NME как лучшая новая группа. Как раз описывая в интервью этому журналу стиль своей музыки, лидер Klaxons Джимми Рейнолдс употребил словосочетание «нью-рэйв». На самом деле, в музыке этой ничего радикально нового нет. Это альтернативная танцевальная музыка.
«В рэйве в сотни раз больше панка, чем в самом панке, - говорит Рейнолдс. – С нашей стороны все эти термины были просто шуткой. Факт, что явление стало интернациональным феноменом, мне самому кажется странным. Наверное, люди просто соскучились по ярким вечеринкам и атмосфере детства».
Тем не менее, даже газета Guardian за последние полгода посвятила тридцать материалов нью-рэйву. Двумя руками об этом пишут NME, i-D, New York Times. Мол, любое культурное движение возвращается каждые двадцать лет, и вообще рэйв – это вечеринка. На которой может звучать техно, эйсид-хаус, электро, инди и т.д.
Впрочем, одежда в нью-рэйве не менее важна, чем музыка. Девушка по имена Карри Мунден ака Cassetteplaya является стилистом Klaxons. Которые часто появляются на публике в халатах и другой одежде неописуемых формы и судьбы.
«Нью-рэйв – это смерть эмо!» - оптимистично утверждает Карри.
Сюрпризы – это, пожалуй, главное в нью-рэйве. Представителями этого стиля также являются девичьи группы Cansei de ser Sexy и New Young Pony Club.
Танцевальный инди-рок со звуками рейва ранних 90-ых - сирены, дикие электронные звуки, дикие крики... Естественно, нью-рейв - это денс-музыка на 100%. Сцена нью-рейв очень маленькая, поэтому на нью-рейв парти как правило играет куча электронной музыки завтрашнего дня с похожим звучанием и принципами воздействия. Тема очень четко прослеживается в одежде... За последний год появилось особое течение в стрит-фешн, хедлайнер - Сassetteplaya, все ее идеи сумасшедшие, мегаяркие и неправдоподобные, но уже сейчас у Версаче и Ко можно найти очень похожие вещи.
NUrave это не музыкальный стиль, а скорее большая тусовка работающих в разных направлениях музыкантов и диск-жокеев. Это и гитарные Klaxons, перепевающие рейверский хит «The Bouncer», нагло заявляющие о том, что NUrave-это их ноу-хау; это и действительно звучащие по рейверски Trash Fashion со своим супер-хитом Its a rave dave; и должно быть хорошо знакомые многим Justice, Mr.Oizo, Soulwax (проект безумных диск-жокеев 2 many djs) быстро примкнувшие к новой тусовке. Музыкальные корни NUrave это музыка эпохи "лета любви", бритпоп, хип-хоп и электроклэш. Причины возникновения, пусть и искусственным путем (никакого электроклэша в действительности тоже не было:)), это засилье сейчас уже поскучневших, однообразных гитарных инди групп и абсолютно такой же танцевальной электроники (читай клубный хаус).
Хочется верить, что NUrave это хотя бы как электроклэш, то есть яркое, запоминающее событие и на несколько лет. Однако организм новорожденного NUrav'a еще слишком молод и от бактерий защититься не может, возможно, что ребенок долго не протянет в обстановке грохочущего рейва. Время покажет.